Философия Ф. Ницше: Феномен Рессентимента

Ноябрь 25th, 2010

Ф.Ницше затронул в своей философии ряд основополагающих понятий, которые способствуют глубокому пониманию духовной сущности человека, изменений происходящих в обществе, в истории. Одним из таких основополагающих понятий является рессентимент – универсальный объяснительный и разоблачительный принцип в структурировании моральных ценностей. Рессентимент – нравственно-психологическое явление, когда чувство бессилия, порождаемое отсутствием возможности адекватными поступками ответить на нанесенную обиду, становится основополагающим для формирования новых ценностей. Под действием рессентимента бессилие трансформируется в силу, поражение становится победой. Можно сказать, что человек, оказавшийся у «разбитого корыта», являет его другим, да и себе, как нечто достойное и желаемое. Но это желаемое на самом деле прошло долгий рессентиментный путь – от невозможности достигнуть желаемого до выдачи достигнутого за желаемое и ниспровержения недоступного до низкого, недостойного, плохого. Например, сюжет басни поэта VI в до н.э. Эзопа довольно точно описывает действие феномена рессентимента: «Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!».
Можете ли Вы привести примеры, где рессентимент играл бы решающую роль в поведении людей, в формировании их ценностей?

Случайные Записи:

16 Responses to “Философия Ф. Ницше: Феномен Рессентимента”

  1. Абдрашитова Иринаon 01 Апр 2010 at 10:15

    Я использую написание французского слова «ressentiment» с двойной «с», что обусловлено стремлением избежать путаницы с английским словом «resentment» (негодование, чувство обиды). Именно двойное написание в таком случае указывает на французское происхождение термина, используемого Ф. Ницше

    [Ответить]

  2. Laptun Marinaon 05 Апр 2010 at 16:22

    Как уже говорилось в данной статье, рессентимент – это когда чувство бессилия становится основополагающим для формирования новых ценностей.
    Данный термин имеет глубокий смысл. Ему стоит уделить огромное внимание, так как поверхностное знание его может искажать его смысл, его сущность.
    Можно сказать, что проблема рессентимента – одна из наиболее актуальных в рамках современной нравственной философии. А следовательно, она актуальна и в современном обществе.
    И я считаю,что это действительно так.
    По-моему, главной сущностью рессентимента является как раз трансформация бессилия в силу, при помощи которой человек преодалевает многие препятствия, встающие на его жизненном пути, а главное, что преодолевает свои духовные препятствия, тем самым рождая и определяя для себя новые ценности. А ведь они есть у каждого из нас,так как жизнь каждого не идеальна.
    По моему мнению, рессентимент помогает стать человеку сильнее, приобрести эту самую необходимую для преодоления препятствий силу.
    В данной статье был приведен такой пример рессентимента :»Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!».
    Данный пример отражает сущность рессентимента. В данном примере виноградная лоза является желаемым объектом для лисы, но этот объект для нее не доступен, как бы сильно он и не был желаем. Лиса вскоре понимает это и, уходя,говорит,что они еще зеленые. Тем самым формируя для себя другую мысль о виноградной лозе, и мы понимаем из ее фразы, что эта лоза ей уже, якобы, и не нужна. Это, по моему пониманию, и есть феномен рессентимента. Он сформировал поведение лисы.
    Но и в нашей жизни встречается много проявлений рессентимента.
    Например, каждый из нас хочет самоутвердиться в обществе, у кого-то это получается с легкостью, а кто-то терпит неудачу, у человека «опускаются руки», он обретает бессилие, не знает, что ему делать в сложившейся ситуации. Потом он пытается подойти к ситуации с другой стороны, взвесить все + и -. И начинает действовать, преодолевать данное препятствие по достижению к желаемой цели. Хоть пусть эта цель и уже не та,которая была до ее «провала». Но все же эта цель. И достигнув ее, человек самоутверждается. У него появляется новый стимул в жизни.
    Можно привести еще и такой пример, что тоталитаризм XX в. (как в сталинской, так и в фашистской версиях) явился чудовищным взрывом ресентимента наиболее обездоленных масс, которые восстали против всей тысячелетней системы ценностей, запретов и институтов, освящающих их угнетенное и подчиненное состояние. Тем самым были сформированы новые ценности, и сейчас мы живем в демократической стране, ценности которой коренным образом отличаются от тоталитарного государства. Следовательно, рессентимент имеет место и в настоящее время.

    [Ответить]

  3. Абдрашитова Иринаon 05 Апр 2010 at 19:58

    Марина, Вы предоставили очень интересный подход к рассмотрению понятия «рессентимент», а именно, раскрыли его как положительное явление нашей жизни, как средство для движения вперед, как поиск сил, когда, казалось бы, все надежды рухнули.
    Так оно и есть. Но какой ценой? Ведь «лисы» ниспровергают ценность «винограда», когда на самом-то деле «виноград» остается и сладким, и спелым. Не кажется ли Вам, что «лисы» совершают сделку сами с собой? Ведь рессентимент – это не преодоление слабости, а культивирование ее, когда негатив является первоочередным в формировании ценностей, и, следовательно, жизненного пути.
    Вот еще пример, иллюстрирующий явление рессентимента:
    Предположим, что Вы долго добивались стройной фигуры: занимались плаванием, хорошо питались, сидели на диете, проявляли силу воли. Ваша подруга тоже хотела быть стройной, но ни тем, ни другим не занималась. В конце концов, она махнула на все рукой и заявила, что стройная фигура – это плохой тон, показатель того, что человек больше думает о теле, чем о душе. Понимаете, ведь на самом деле, ее посыл был от негатива – от слабости, несмотря на то, что в итоге провозгласила позитивную ценность – ценность души. С моей точки зрения, это лишь провозглашение, которое не гарантирует, что она занимается душой.
    Понимаете, что в данном случае слабый человек потворствовал себе, и остался дальше слабым, не сумевшим преодолеть лень, оказался бессильным. Слабому человеку нужно зафиксировать, как-то закрепить то, что он себе напридумывал, и он провозглашает, «рекламирует» свой порядок вещей. Ведь мало считать самому, необходимо, чтобы считали и другие. Поэтому, рессентимент кроме личностной составляющей имеет еще и общественную, формирует общественную мораль, основываясь лишь на слабости, неумении и бессилии.
    Однако я не спорю с тем, что в итоге могут быть провозглашены и позитивные ценности, т.е. такие, которые заставляют человека и общество совершенствоваться. Но фундамент очень зыбок. Лучше к ценности души приходить исходя из силы, а не слабости.
    *
    Марина, спасибо, что взяли эту тему. Мне кажется, она наиболее сложная из предоставленных мной.

    [Ответить]

    Laptun Marina Reply:

    Я полностью согласна с Вами, что Лучше к ценности души приходить исходя из силы, а не слабости. Но все же в нашей жизни имеют место много случаев,когда именно слабость затем делает человека сильным,образуя позитивные ценности. Обе точки зрения, я считаю, имеют место.

    [Ответить]

    Uchaikina N.I. Reply:

    Марина, слабость не может человека сделать сильным, ввиду того, что на это в самой слабости нет никаких оснований. Слабость по своей сущности бессильна. Преодоление слабости – это уже проявление воли и силы.

    [Ответить]

  4. Nataliya Khafizovaon 14 Апр 2010 at 7:14

    Ирина, скажите, пожалуйста. Вот рессентимент это результат переживания собственного бессилия и его оправдания для себя в отношениях с другими. Он по природе реактивен, т.е. человек в поступках более ориентируется на внешнюю оценку своих поступках нежели на «самочувствование». Означает ли это, что жизнь рессентиментного человека сопровождается более стыдом, чем голосом совести? Всегда ли наличие стыда говорит о присутствии рессентимента? И еще, мне интересно, вот М. Шелер утверждал, что рессентименту более подвержены люди европейской цивилизации; поддерживаете ли Вы такой цивилизационный (культурологический) подход? Вот, например, в книге Р. Бенедикт «Хризантема и меч» японская мораль описывается как «мораль стыда»: можно ли на основании того, что основным движителем поступавния японцев является именно стыд, считать, что японская мораль – форма рессентимента на Востоке?

    [Ответить]

    Абдрашитова Ирина Reply:

    Вот как мне все представляется.
    1. Реактивность – одно из проявлений действия рессентимента. А точнее, с нее все начинается. Но это не равнозначные понятия.
    Если мы говорим о наличие рессентимента, то обязательно имеем в виду переоценку ценностей. Реактивность же может быть полностью пассивной без «превращения» в активное переоценивающее сознание.
    Реактивность проявляется в реагировании на внешний раздражитель, пусть то человек или ценность. Например, реактивный человек может лишь тогда добиваться чего-то, когда видит перед собой объект зависти. Рессентиментный человек всегда вступает в «борьбу ценностей», переоценивает, а не достигает. Или так: ниспровергает то, что вызывает у него реакцию то, чему он завидует, и свое положение выдает за желаемое.
    2. Да, рессентиментному человеку чаще будет стыдно, чем совестно. Стыд тогда рессентиментен, когда собственное уважение связывает ТОЛЬКО с мнение других. Но опять же это не означает, что стыд полностью обусловлен рессентиментом. Чувство стыда является лишь неким толчком к развитию рессентимента. Стыд связан с раскаянием, т.е. с полным принятием своего несоответствия, с признанием его. Рессентимент же никогда не может каяться. Он может лишь перевернуть ситуацию, где не будет стыдно в силу того, например, что невыполненный долг обернется выполненным и будто предзаданной задачей человека.
    *
    Стыд – это ведь не обязательно переживание по поводу невыполненного долга перед ДРУГИМИ, это может быть переживание по поводу невыполненного долга, связанного с чем-то высшим, заданным человеку изначально, например, как у японцев с честью, возводимой в абсолют.
    Стыдно может быть не перед людьми, а перед высшим устройством, которое постигается только интуитивно, как переживание некой целостности. Когда эта целостность рушится, становится именно стыдно, но не совестно, т.к. я виню себя не перед собой, а перед всем-и-вся. Притом эта вина
    не со-весть, т.е. совместное знание меня и Кого-то, а только чувствование, которое тем сильнее, чем сильнее моя вина в разрушение гармонии. Мой проступок – это шатание любой карточки из карточного домика мироздания. И мне стыдно за его разрушение.
    А когда совестно, то проступок воспринимается шатанием карточки карточного домика моей души.
    Я отрицаю, что стыд связан исключительно с социальной неприемлемостью. Мне стыдно, но я не знаю перед кем повиниться, если только перед Богом. Если бы я могла в свою внутреннюю жизнь включить Мироустройство в целом, то мне было бы совестно, но я могу лишь почувствовать себя частью Его.

    [Ответить]

    Nataliya Khafizova Reply:

    Ирина, спасибо за глубокий ответ! И какие красивые образы с карточным домиком про стыд и совесть – совершенно согласна с таким видением…
    ***
    «Я отрицаю, что стыд связан исключительно с социальной неприемлемостью.» Это – правда, но правда в отношении взрослого человека. Мне видится, что формирование стыда (в детстве) связано исключительно со страхом перед неприятием со стороны конкретных других. Не является ли возникновение стыда, например, перед Богом результатом «переоценки ценностей», возвышения своего стыда, ставшего не столько стимулом к самоизменению, сколько к переживанию своего униженного состояния? Ведь стыд перед человеком менее возвышен, чем перед Богом… Мне кажется, что человек должен научиться справляться со стыдом в отношениях с конкретными людьми. Раскаяние не нужно Богу и Вселенной с её гармонией, но – самому человеку, чтоб изменить характер отношений с конкретными Другими, что создать с нмим гармонию отношений, что ли…
    ***
    Является ли корнем стыда, порождающего рессентимент, переживание своей худшести по сравнению с другими, что я не соотвествую ожиданиям других с своем развитии, совершенствовании? Правильно ли я поняла (спасибо за великолепное различение стыда в разных ситуациях), что рессентиментный по характеру стыд – результат такого страха перед другими, который сковывает, блокирует способность раскаяния, и он может породить даже оправдание, возвышение свого несоответствия ожиданиям со стороны других людей?
    ***
    И есть другой стыд как страх не навредить гармонии существующих отношений с другими? Этот стыд возникает не на основе переживания, что я хуже кого-то (и не могу с этим справиться), а от того, что я не соотвествую ожиданиям других в отношении моего исполнения долга (как у японцев)? Но является ли такой стыд гарантией не стать источником рессентимента?
    ***
    Или, все-таки решающим моментом для возникновения рессентимента является не столько корень возникновения стыда (потому что хуже или потому что не делаешь, что должен), а то, как и в чем он – эмоционально, ценностно и действенно – продолжается?
    ***
    Прошу прощения за путанность и множество вопросов, которые и возникают из-за этой самой путанности и неясности своего понимания рессентимента )))

    [Ответить]

    Uchaikina N.I. Reply:

    Ирина, ответьте, пожалуйста на вопрос, который, на мой взгляд, является важным. Как вы оцениваете «рессентимент» с точки зрения морали. Является ли это положительным (созидательным) или отрицательным (разрушительным) феноменом. Отсюда будет определено и содержание дискуссии. Прояснение терминов важно. И тогда стыд не будет оцениваться как возвышенное чувство по отношению к кому-либо.

    [Ответить]

    Абдрашитова Ирина Reply:

    Наталия Ивановна! То что рессентимент в основе своей негативен (исходит из негатива при построении ценностей) само по себе отрицательно. Но то, что на основе рессентимента ПОСТРОЕНА протестантская этика (по Шелеру) или христианская мораль (по Ницше) – созидательно. Другой вопрос так ли это. В любом случае, в прояснение понятия «рессентимент», мне кажется, не входит обозначение созидательности или разрушительности этого явления. Вот в прояснение содержания явления, его формирования, истории – входит.
    Мне кажется, можно выбрать одно из приоритетных направлений раскрытие смысла рессентимента как явления в плане его созидательности или разрушительности.

    [Ответить]

    Nataliya Khafizova Reply:

    Хочу поддержать Ирину. Как я вижу, мораль – это не только ведь моральные чувства, но, прежде всего, система ценностей. Рессентимент – это способ образования ценносной системы (через отрицание / отталкивание от других ценностей, а не через смысловое перобразование или новообразований в рамках существующей системы; но это вообще – способ существования европейской цивилизации), а занчит – созидание «на лицо». Это – способ жизни, в котором, как и в любом другом способе, есть свои сильные стороны и слабые. Об отрицательном (разрушительном) эффекте рессентимента, думаю, можно говорить только на уровне отдельного человека, если его «психология» не находит выражения в ценностной компоненте.

    [Ответить]

  5. Люба Мокроусоваon 24 Июн 2010 at 23:23

    Феномен рессентимента встречается в повседневной жизни довольно часто.
    Например:
    - студент, не выучивший экзамен и получив за это неудовлетворительную оценку, всегда может сказать, что либо его завалили, либо попался плохой билет и т.д;
    - не сумев пройти собеседование на работу, человек всегда сможет себя оправдать, что, либо там все равно маленькая зарплата, или, что эта должность ему и не больно-то нравилась;
    - в магазине одежды девушке не подошло платье по размеру, уходя от туда она подумает (утешив себя при этом), что это все равно был не ее цвет.)))
    Следовательно, гордый или морально слабый человек всегда найдет себе оправдание и замаскирует это на слабости других, а сильный человек, учет свои погрешности и постарается их исправить, доведя дело до конца.

    [Ответить]

  6. Nataliya Khafizovaon 08 Июл 2010 at 11:22

    В связи с проявлениями рессентимента в современной цивилизации. Мне показалось, что у М. Фуко в «История сексуальности. Воля к знанию» (http://www.krotov.info/spravki/persons/20person/fuco.html) показано, как рождался новый европейский телоцентризм (который и лежит в основе современной культуры): рессентиментное чувство буржуазии доказать свою «высоту» по сравнению с дворянством из принципиальной невозможности быть равными.
    ***
    Так он пишет: «…поскольку и дворянская аристократия тоже утверждала особость своего тела, но это было утверждение по крови, т.е. по древности родословной и по достоинству супружеских союзов; буржуазия же, дабы снабдить себя телом, напротив, посмотрела с точки зрения потомства и здоровья своего организма. «Кровью» буржуазии стал ее секс… генеалогическая забота превратилась в озабоченность наследственностью …из первоначальных форм классового сознания является утверждение тела; по крайней мере, именно так обстояло дело с буржуазией в XVIII веке: она конвертировала голубую кровь дворян в хорошо себя чувствующий организм и в здоровую сексуальность. (С. 229-231) «

    [Ответить]

  7. Musin_Ruslanon 21 Дек 2010 at 23:09

    На мой взгляд, в самом понятии рессентимента есть положительная сторона. Это позволяет человеку избавиться от состояния беспокойства, не впасть в отчаяние оттого, что человек при всех своих усилиях, не может достигнуть желаемого результата, позволяет жить ему с этим дальше. Например, пронесся смерч над городом. В результате половина машин владельца автопарка была безнадежно разбита. Этот человек прилагал усилия к спасению машин, но был слаб перед стихией. Но после того, как осталась целой часть его автопарка, он благодарит Небо за то, что хоть несколько машин не пострадали в результате урагана. Разве это слабость? Может быть я не верно понимаю значение рессентимента?

    [Ответить]

  8. Nikolay Ruzavinon 27 Май 2011 at 0:24

    яркий пример ressentiment – это распятие Бога, т.е. человек мог простить все, кроме того, что человек – это не он (Бог). под ressentiment ницше понимает и основу христианского мира. не выдержала идея равенства всех как детей Божьих, которому учил Иисус; местью человека было неумеренно поднять Иисуса, отделить ег от себя: совершенно так, как некогда иудеи из мести к своим врагам отделились от своего Бога и подняли его на высоту.
    рессентимент (рессентиман) – согласно Фридриху Ницше – проистекающая из чувства собственной неполноценности у слабых и ординарных людей бессильная ненависть к благородным и превосходным. так же понимается как чувство скрытого внутреннего возмущения, зависть ничтожного по отношению к великому, желание очернить, опошлить возвышенное.
    для рессентимента характерна систематическая отсрочка в разрядке обычных в общем для человеческой натуры душевных движений и аффектов, таких как ненависть, злоба, зависть, происходящая от зависти неприязнь.

    [Ответить]

  9. Инна Торбинаon 02 Июн 2011 at 14:53

    Основная категория философии Ницше – это «жизнь» она характеризуется как иррациональное начала,как особая форма человеческого опыта в его единстве и целостности. Ницше рассматривает мир в процессе непрерывного становления – Мир – это постоянная борьба за существование! Ницше критикует современную мораль, называя её моралью рабов и говорит, что её необходимо заменить на мораль ГОСПОД!!!! т.е. на аристократическую мораль!!!!

    [Ответить]

Trackback URI | Comments RSS

Leave a Reply