Архетип Тени

Апрель 19th, 2014

«Тень проявляется не только в том, чего мы не делаем, но и в спонтанных, ненамеренных действиях. Не успеешь подумать, а колкость прозвучала, интрига готова, неправильное решение принято — и вот результаты, которых никто не хотел и не замышлял. Более того, Тень в гораздо большей степени подвержена тлетворному коллективному влиянию, чем сознание ее владельца». Мария Луиза фон Франц «Процесс индивидуации».

Добавлю, а далее додумаю. Также можно узнать о тени Другого по его нечаянным действиям, а еще больше о фразах типа: «я ненарочно», «я не хотел». Если этот Другой занимается творчеством, то тень проявляется во все появляющихся ошибках.

Случайные Записи:

11 Responses to “Архетип Тени”

  1. Настяon 11 Дек 2014 at 11:30

    Человек без тени существовать не может. тень может проявится в любой момент,с помощью тени можно узнать человека совсем с другой стороны!

    [Ответить]

  2. Мария С.on 05 Янв 2015 at 21:11

    Интересная и глубокая мысль… Тенью названы порывы человека, изначальные чувства, желания, не прошедшие сквозь фильтр моральных и нравственных принципов. Действия, которые не совершают, слова, прозвучавшие спонтанно, необдуманные, сказанные на эмоциях… Наверное, это один из способов «узнавания» людей — прислушиваться к случайно брошенным ими фразам, анализировать их спонтанные действия…

    [Ответить]

  3. Савкина Екатеринаon 16 Янв 2015 at 21:54

    Могу ошибаться, но, кажется, Юнг обосновал понятие «Тени», считая его животным началом, что скрыто в глубине каждого человека. То есть, когда личность формируется, познавая себя и раскрывая в себе определенные черты, ориентируясь на социум, она решает для себя: это плохо, а это хорошо. Человек, сделав из себя тот «необходимый» данному обществу образ, как бы прячет, закрывает под замок все то, что может его разрушить. Наверное, это правильно: никому не хочется, чтобы вложенные усилия пропали зря. А становление личности – это серьезная и трудная работа над собой.
    Однако ничто не длится вечно. Как мы сдерживаем эмоции, а потом внезапно выплескиваем их неосознанно, так и некоторые черты, спрятанные глубоко в нас, могут вырваться наружу в непроизвольных жестах, случайных словах и поступках. Не думаю, что этого стоит стыдиться. Все мы разные, все мы люди. «Тень» — такая же неотъемлемая часть нашего сознание, нашей психики. Есть люди, которые смогут принять нас и понять со всеми нашими недостатками и, как модно сейчас говорить, «тараканами в голове». Есть и те, кто этого не поймет. Возможно, в таком отторжении будет проглядываться как раз архетип Тени данного человека, а, возможно, он просто нашел отклик таких же черт в себе.
    В России небольшая группа актеров решилась поставить мюзикл по малоизвестному циклу фантастических романов «Сага о копье» авторов Лора и Трейси Хикмен, а также Маргарет Уэйс. Хотя произведение принадлежит американским писателям, наши исполнители (а именно Елена Ханпира – автор текста песен) не поленились создать по мотивам книг серьезные и пронзительные творения. В частности в одной из песен есть строки:

    …Тьма и Свет — вот два крыла,
    несущие в пространстве этот мир!
    Тьма — не воплощенье зла,
    она дана для равновесья сил.
    К свету тянется росток,
    но даст его зерно во тьме земли…

    В каждом из нас есть и Свет, и Тень. И обе эти стороны играют определенную роль в формировании нас как личности. Без одной мы бы ничем не отличались от животных, без второй – мы были бы куклами, совершающие механические движения день изо дня. Слишком правильные, слишком скучные. Как без Тьмы понять, что такое Свет? Как без Добра узнать, что такое Зло?
    Нужно просто быть внимательными друг к другу, подмечать непроизвольные жесты, слова, мимику окружающих. Необходимо видеть людей, а не просто смотреть на них, слушать, а не просто слышать. Принимать их и быть толерантными… с теми, кто этого заслуживает.

    [Ответить]

    irina Reply:

    В самом посте говорится о познании Другого через оговорки, через ошибки. Нужно ли нам это знание о Другом?

    Екатерина, у Вас, как и в предыдущей записи Марии, акцент делается на познание окружающих людей через архетип «Тени»: «необходимо видеть людей», «принимать их и быть толерантными» и т.п.
    Я согласна, что это один из ключей понимания человека. Мне кажется, что вы даже не задумывайтесь, что это один из ключей к пониманию себя, что прежде всего. Вы же не психологи, не психоаналитики. Если мы увидим эту «Тень» у Другого, что крайне сложно, мы же увидим ту суть человека, которую он не видит, и скорее всего, не хочет видеть. Что нам делать с этим знанием? может, лучше остановиться на себе?

    [Ответить]

    Савкина Екатерина Reply:

    Спасибо за ваш ответ! На самом деле всегда приятно и полезно обсудить вопрос, который заинтересовал тебя.
    Потому, я надеюсь, вы простите меня, если я вдруг скажу что-то лишнее?
    «Нужно ли нам это знание о Другом?» — А если Другой человек нам близок? или дорог? Или просто приятен? В процессе общения мы стремимся к тому, чтобы узнать его. Значит, это нам важно. В противном случае всегда можно выстроить стену, некий барьер, не позволяющий информации дойти до нашего понимания.
    «В самом посте говорится о познании Другого» — поэтому и был сделан акцент на понимание окружающих. Но если бы было все так просто — взять и раскусить этот орешек, тогда все были бы психологами и психоаналитиками. Я же думаю, что стремиться к этому стоит.
    Плюс ко всему иногда бывает сложно разобраться в себе, познать себя самостоятельно. Нужен взгляд со стороны. Конечно, хочется, чтобы он был максимально адекватным, и для этого у нас есть специалисты.
    «мы же увидим ту суть человека, которую он не видит, и скорее всего, не хочет видеть» — и здесь я тоже соглашусь, не всегда правда о себе или о других людях может быть приятной. Но если человек хотел, он «вытащил» на свет ту суть, это ему было нужно. Что если этот человек значит для нас гораздо больше? К нему, его внутреннему миру возникает интерес. А что делать с полученными знаниями — это уже отдельный вопрос, и каждый отвечает на него для себя сам. Останавливаться на себе, замыкаться на одном объекте… Возможно, кому-то этого достаточно. А кто-то может находить, как в зеркале, чуть искривленное отражение собственной «Тени».
    Надеюсь, вы простите меня за цитирование, не подумайте, что цепляюсь к словам. Просто мне удобнее формулировать ответ, отталкиваясь от вопроса.

    [Ответить]

    irina Reply:

    Екатерина, спасибо за интересный ответ и замечательное изложение!
    «Тень» — это то, что человек не хочет знать о себе, то, что ему неприятно, неприемлемо для него. При этом необязательно «Тень» — что-то негативное, злое, просто — другое от, казалось бы, истинной для конкретного человека сути.
    Кстати, спасибо за уместные цитаты. Я тоже приведу пример, правда, из сериала 🙂 «In Treatment» в русском переводе, как «Пациенты». В фильме показан процесс психоанализа, проблемы как доктора, так и посетителей. На мой взгляд, блестяще показаны растерянность человека перед открывающимся внутренним миром и неумение сосущестовать с новым видением себя. Деликатное решение проблем связано с «примирением» видимой и привычной оболочкой с начинающейся проявляться «Тенью». Не всегда это удается и кажется, что психоаналитик должен был или не начинать вообще анализ, или быть рядом каждую минуту, до тех пор, пока человек не «вылечился».

    [Ответить]

    Савкина Екатерина Reply:

    Думаю, многие из нас подразумевают под словом «Другой» нечто неприятное, отталкивающее. Зачастую в силу непонимания или нежелания понять. Кстати, если говорить о людях, то мы даже окружающих готовы называть «фриками», если они на нас непохожи. Почему? Только из-за того, что они отличаются? Из-за того, что это не укладывается в рамки того мира, что построило наше подсознание?
    И я разделяю вашу точку зрения о том, что «Тень» — это необязательно что-то плохое, ужасающее, нет. Это неотъемлимая часть нас самих. Просто нужно раздвигать рамки понимания, не ставить себе границ.
    А по поводу сериала, спасибо за рекомендацию, заметочку для себя сделала :-)) люблю такие вещи, жаль, что хорошо проработанных передач, фильмов про психоанализ маловато.

    [Ответить]

  4. Владon 01 Дек 2016 at 11:24

    полностью согласен с этим утверждение,ибо тень как и некоторые поступки могут не контролироваться человеком.

    [Ответить]

  5. Шаяхметов Дамирon 26 Дек 2016 at 16:55

    Психологи называют Тенью человека ту часть его личности, ту темную сторону его психики, в которой сконцентрировались негативные черты, и которую он в себе не признает, отвергает и старательно прячет, причем не только от других, но и от самого себя. Это те качества, которые человек не приемлет, осуждает в других людях, при этом не замечая, ему они тоже присущи.
    Начиная с раннего детства, в процессе воспитания те или иные черты и желания подавляются или отходят на задний план. Маленький пример – родители говорят: «Нельзя отбирать игрушки у других детей.» Естественно, желание отобрать чужую понравившуюся игрушку периодичеки возникает, но малыш его подавляет, чтобы соответствовать образу «хорошего ребенка». И это подавленное желание уходит в Тень. Таким вот образом с малых лет ребенок учится поддерживать положительный образ и отвергать свои негативные мысли и желания. Причем «положительный» образ и «отрицательный» не являются объективной реальностью, поскольку у людей из разных социальных кругов взгляды на то или иное поведение разные. К примеру, большинство людей осуждает выяснение отношений с помощью рукоприкладства и сквернословия, однако в некоторых компаниях такое поведение приветствуется и является предметом гордости.

    По мере взросления человек учится подавлять свои желания, не соответствующие его положительному образу. Как следствие, Тень разрастается и становится все темнее, все гуще. Это приводит к тому, что в некоторые моменты она начинает проявлять себя.

    Как это происходит? А вот как.

    Думаю, в жизни каждого человека бывали моменты, когда он совершал необъяснимые для него самого поступки: мог устроить скандал из-за пустяка, ни за что обидеть близкого человека, потерять интерес к любимой работе и т.д. А потом недоумевать, как же он мог так поступить. Это очень напоминает паровой котел, который может выдержать ограниченное давление. Постоянное подавление того или иного качества, к примеру, агрессивности, приводит к тому, что в какой-то момент человек среагирует неадекватно ситуации – например, запустит в коллегу стулом за то, что тот на него как-то не так посмотрел. Это подобно тому, как взорвался бы котел при чрезмерном повышении давления.

    Такое поведение означает, что Тень разрослась до такой степени, столько было подавлено желаний, эмоций и врожденных свойств личности, что человек уже не может с этим справляться. В такие периоды у человека возникает ощущение, что он «раздваивается», что его раздирают диаметрально противоположные чувства и желания. Нередко это приводит к тому, что он начинает вести своеобразную «двойную» жизнь. К примеру, может пристраститься к спиртному и в состоянии опьянения вести себя неадекватно, тем самым давая выход своим теневым желаниям. В данном случае алкоголь является своеобразным предохранительным клапаном между мирами Света и Тени.

    Тень является своеобразным проводником между двумя мирами – сознания и бессознательного, и она требует к себе внимания. Ее нельзя игнорировать. Как писал К.Г.Юнг:«Каждый носит с собой Тень, и чем меньше она подключена к индивидуальной сознательной жизни, тем она темнее и гуще. Если плохое качество осознано, то всегда есть шанс его исправить.» опубликовано econet.ru

    [Ответить]

  6. Dariaon 27 Дек 2016 at 18:15

    Я согласна с этим высказыванием. Если человек делает что-то спонтанно, ненамеренно — это его бессознательная сторона, о сущности которой, возможно, он и не знает.

    [Ответить]

  7. Сальников Артёмon 13 Июн 2017 at 11:23

    Я считаю что за всеми своими действиями ответственен ты сам. Будь то намеренные поступки или проявления темной стороны. Мы думаем об этих вещах, а значит рано или поздно мы бы это сделали и без помощи «Тени»

    [Ответить]

Trackback URI | Comments RSS

Оставить комментарий